В праздник Преображения Господня священник Константин Камышанов приводит аргументы, почему произошедшее на горе Фавор – акт отчаяния Бога. А также объясняет, как преодолеть страх, который лежит на пути к любви.
Акт отчаяния
И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.
Казалось, давно знакомые слова, в которых для нашего уха нет ничего нового. Но вдумаемся в их смысл.
Три года апостолы прожили бок о бок с Христом, и… Бог-Отец вынужден вмешаться в их отношения, накануне распятия Христа!
Почему?
Потому что за три года апостолы так и не уяснили, Кто был рядом с ними.
Уже выходят сроки. Уже священники озлоблены до крайности на Христа. Уже созданы зондер-команды для убийства Иисуса. Уже смерть Господа при дверях, а до апостолов не доходит ни значимость фигуры Спасителя, ни смысл Его миссии.
Они ждут мест в земном правительстве Иисуса.
Событие Преображения походит на акт отчаяния ради учеников. Столько времени вместе – и они не уяснили самого главного. А времени на уроки уже нет.
И Бог предпринимает экстраординарные меры, которые должны восполнить пробелы в сознании апостолов. Бог-Отец устраивает фантастическое явление на горе Фавор с молниями, светом, громом только с одной целью – как можно скорее показать ученикам Христа Его божественную природу, Его связь с Богом Отцем и могущество Христа.
Последнее обстоятельство особенно важно накануне распятия на кресте. Демонстрацией Своей силы Христос убеждает учеников в том, что имея невероятные возможности, Он добровольно отдает Себя на смерть. Не потому, что Его схватили какие-то жалкие и микроскопические существа – жители вселенской окраины, а потому, что в этом пленении был ключ к победе над смертью. Ничтожный человечишка не смог бы этого сделать, если бы Бог Сам того не захотел.
Царство не рухнет
Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?
Таким же очевидным следствием Преображения становится факт того, что Христос не принадлежит этому миру и никакого отношения к израильскому царству Он не имеет.
Иисус ясно дал понять, что Он не просто учитель, не царь по чину Мелхиседека, ни даже мессия, обещанный жрецами Израиля.
Он небожитель. Он Бог…
Апостолам было очень сложно. С одной стороны, для правоверного иудея тех лет такая заявка и такое позиционирование Иисуса – запредельная фантастика и кощунство. С другой – вот оно, событие, которое они не в силах растолковать. И в самом деле. Ничего подобного никогда не было в истории отношений Бога и человека.
Иисус показал, что Он тот, кто выше всяких ожиданий учителей Израиля. Он – Бог. И Его царство не от мира сего.
Это царство не рухнет со смертью Христа и не исчезнет. Оно открылось апостолам как раз для того, чтобы люди не искали Царство Божие ни в государствах, ни в политике, ни в Шамбале, и вообще – нигде на земле.
Первая часть явления была для обозначения иного пространства и места жизни Бога. А вторая – для пояснения основ жизни в этом пространстве и отношений между Богом и Христом.
– Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.
Раз так сказано, значит, предполагалось, что до сих пор ученики Христа не слушали Учителя толком, не уяснили воли Господа, а искали своего.
Петр вместо того, чтобы войти в мысли Христа и принять волю Бога, учудил с предложением соорудить на горе Фавор шалаши из ветвей:
При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
Ну шалаш. Ну сели. Ну поели. А дальше что? Сидеть на Фаворе, как боги Олимпа, и входить в дрязги людей, живущих в долине?
Слушать слово о любви
Вот две цитаты, выражающие то, что ученикам Христа было чрезвычайно трудно узнать волю Отца, и то, что вместо воли Бога они искали свое.
Иисус сказал ему:
– Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?
И вторая:
– Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!
В этом обращении читается три очень важных структурных компонента.
Во-первых, Бог-Отец сокрушает волю своенравного Петра и настаивает на исполнении Своей воли. Он заставляет апостолов слушать Себя.
Атрибут Бога-Отца – это Его воля. Воля Его такова, что людям нужно слушать Христа и принимать Его слова как слова Бога.
Слушать Слово – есть воля Бога.
И Слово не просто, а Слово возлюбленное.
В конце фразы Бога впервые на арену истории человечества выходит любовь как атрибут Бога.
Бог-Отец не просто являет Сыну волю. И Сын не просто реализует волю в слово. Бог-Отец любит Сына. А Сын любит Отца – в этом суть Троицы и суть Бога.
Глас над Фавором открыл любовь как одну из основ мира.
Итак, Преображение обнаружило неотмирность и могущество Христа. Глас Божий свидетельствовал, что только одна воля Божия имеет право на существование. Человек вне воли Бога находится вне жизни. И что эта воля в том, чтобы человек принял Слово. И слово это – Любовь.
Оно подготовило апостолов к тому, что страдание и смерть Христа есть следствие Его воли и замысла Бога о мире.
Но события, последовавшие после Пасхи, в ходе которых ученики Христа впали в депрессию, показали – они не усвоили урока Преображения от слова «совсем». После распятия они напрочь забыли урок, преподанный им на горе Фавор. Они упорно ждали не Бога, а царя.
Казалось бы, тупик. Бог сделал всё возможное и невозможное для того, чтобы ученики осознали масштаб и суть явления Бога на Земле, и вот – мы наблюдаем растерянных апостолов. Они рассеянны и запуганны. Они словно всё забыли из того, что слышали от Христа.
Всё к ним придет позже, когда Бог, очередным волевым усилием, откроет им сердца к разумению.
Мы – граждане неба
Тогда Иисус сказал им:
– Неужели не можете понять? Так трудно вам поверить тому, что сказали пророки? Не это ли должен был претерпеть Мессия, прежде чем войти в славу Свою?
Трудно Богу с нами…
И силы небесные нам служат, и таинства проливаются дождем над нами, и Сам Христос входит в нас на нашей личной Тайной Вечере – литургии, а мы всё остаемся несмысленные сердцем.
Загадочным образом мы не слышим Бога Отца и потому не знаем Его воли. Мы не слышим Христа и потому в нас не укладывается Его слово. Наше сердце не реагирует на Святой Дух, и потому мы не знаем ни любви, ни мира, ни себя, и живем, как мертвые.
Ввиду этой нашей бестолковости Преображение можно считать важным событием не только для апостолов, но и для нас.
Оно о том, что наш родной мир вне границ Земли. Оно о том, что и мы сами – граждане неба. Оно о том, что отношения с Богом – это любовь.
Бог желает нам блага от сотворения мира.
Наше благо начинается тогда, когда наши желания и наша воля совпадают с желаниями и волей Бога.
Наше благо начинается тогда, когда наши мысли согласны с мыслями Бога.
Наше благо начинается тогда, когда мы решаем жить с Богом.
Жизнь с Богом – это и есть настоящая любовь. А жизнь вне Бога – страдание и смерть.
Воля Бога проста – слушать Слово, которое несет божественную любовь. Что может быть лучше? Что может быть животворней и радостней?
Слово Бога также просто: Любовь – есть жертва.
Страх на пути к любви
Жизнь с Богом проста и благодатна.
Если у человека нет жизни с Богом, то напрасно для него произошли и Преображение, и Рождество, и Пасха.
Как писано о таком человеке:
Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали».
Но Богу так не хочется. Его воля в том, чтобы была любовь, и притом вечная.
Ради нее нам дана воля, ум и жизнь, и даже смерть, которая нам откроет Вселенную, где преображенное состояние Христа и глас Божий – норма. Ради любви сотворен мир.
На пути к любви лежит страх. Страх происходит от яда лжи, которым сатана обманул человека, когда сказал Адаму о том, что будете как Боги, если будете жить не по воле Бога, а по своей воле.
Христос говорит обратное. Он напоминает нам о том, что мы будем как Бог тогда, когда всё в нас станет Божиим.
Когда пришла слава Божия в первый раз, апостолы в испуге пали на лицо. Потому что еще не знали воли Божией и искали своего.
Когда слава Божия воссияла над апостолами в день Пятидесятницы, они уже были готовы к ее явлению и ждали ее. И когда Святой Дух сошел на них, то вместе с Ним пришла и благодать, и блаженство.
Между Фавором и Сионской горницей расстояние по времени не велико. Но велик тот путь, который проделала душа от страха к радости. Это расстояние между знанием и принятием знания. Это расстояние между знанием и верой.
Помолимся Господу, чтобы Он нам помог побороть свой страх, связанный с первородным грехом самолюбия.
Помолимся о том, чтобы и нам Христос открыл сердца к разумению так, как Он открыл сердца апостолов, для того, чтобы и мы смогли стать свидетелями вечного Преображения и Христа, и мира, и самих себя в пространстве вечной жизни.
«…Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».